Многие грузоперевозки на территории пятого континента осуществляют автопоезда. Road train (в переводе с английского road – «дорога», train – «поезд») представляет собой огромный автомобиль-тягач с прицепами. Количество прицепов, как правило, варьируется от одного до пяти (рекордное количество прицепов на сегодняшний день – 104 при длине автопоезда в 1474,3 метра). Внешний вид и мощь такого транспортного средства впечатляет, особенно когда road train мчится среди австралийской пустыни, поднимая в воздух камни, пыль и песок – в этом есть что-то инфернальное, завораживающее. Хозяин пустыни, неутомимый труженик, австралийский поезд способен перевозить сотни тонн груза со скоростью более 100 километров в час. Ехать без остановок road trains могут очень долго, ведь топливные баки многих автопоездов Австралии рассчитаны на тысячи литров топлива, а внутри поезда есть все необходимое для длительного пребывания в пути: холодильник, питьевая вода, спальное место, телевизор, магнитола, в некоторых даже туалет. Обязательный атрибут каждого автопоезда – кондиционер: большую часть пути road train проводят в пустыне, кондиционеры спасают от жары, а так же от пыли (если приоткрыть окно с целью проветривания кабины, в нее ворвется столб пыли, верный спутник автопоезда на пустынных дорогах).
На прямых дорогах в пустыне водителю road train не о чем беспокоиться, разве что о том, как бы не уснуть за рулем: многие дальнобойщики, стремясь скорее доставить груз, очень часто пренебрегают сном, продолжая путь ночью. По-другому обстоит дело в городах и других населенных пунктах: здесь водителям автопоездов приходится маневрировать в буквальном смысле с ювелирной точностью (особенно сложно управлять автопоездом на поворотах, а так же подъезжая туда, где груз будет выгружаться).
Огромные пустынные и полупустынные пространства Австралии позволяют автопоезду беспрепятственно набирать достаточно большую скорость (как уже отмечалось выше – более ста километров в час). А учитывая то, что вес road train вместе с грузом – более 100 тонн, времени на торможение до остановки автопоезду нужно много. Поэтому остановиться перед пересекающим дорогу животным (кенгуру, лисой, одногорбым верблюдом и др.), как это ни печально, у road train нет возможности. Обгонять австралийский автопоезд, особенно если на дороге нет асфальта, лучше только в случае крайней необходимости: видимость будет затруднена из-за пыли, поднимаемой road train, кроме того, вместе с пылью в воздух поднимаются мелкие камни. Обгоняя автопоезд, надо учитывать так же и то, что его длина может быть более 50-ти метров, то есть прежде следует убедиться в отсутствии встречного транспорта на расстоянии как минимум километра.
Что же находится внутри тягача, способного длительное время тянуть за собой многотонные прицепы? За счет чего это становится возможным? Двигатель у тягача имеет мощность, как минимум, 430 л.с., но для большинства автопоездов это не предел – обычно, тягачи имеют двигатель на 600 л.с и выше.. Кроме того, на тягачах австралийских автопоездов, как правило, устанавливается сразу 4 пятисотлитровых топливных бака (автозаправки в пустынной местности встречаются редко). Конфигурация капота у road train отличается от конфигурации капота у аналогичного американского грузовика, он немного укорочен для облегчения маневра. На некоторых моделях тягачей укорочена сама база, что позволяет им с огромным «хвостом» вписываться в повороты почти под 90 градусов.
Как известно, существует ряд ограничений по весу, длине и скорости автотранспорта на общественных дорогах. Так, весящий 85 тонн и имеющий длину 36 метров автопоезд можно встретить практически на всех общественных дорогах Австралии (исключение составляют два штата – New South Wales и Queensland: здесь автопоезда ездят только по дорогам, находящимся вдали от больших городов). Иначе обстоит дело с road train с массой 125 тонн и длиной более 50 метров. По общественным дорогам многих городов Австралии перевозить грузы на таком автопоезде можно только после получения специального разрешения. Чаще всего, особенно в Квисленде (Queensland) и Новом Южном Уэльсе (New South Wales) дорожные поезда получают разрешение на проезд только на ночное время суток. Что касается ограничений в скорости – в северной части Австралии его нет, в восточной – допустимая скорость автопоезда – 90 км в час, на западе пятого континента скорость road train не должна превышать 100 км в час. Но в австралийской глубинке никто не придерживается никаких правил. Вот и летят днем и ночью по пустынным дорогам эти стальные монстры на предельной скорости. Горе тому кто окажется у них на пути. Если нехочешь неприятностей, держись от них подальше.